Вечером 14 января пассажиров на станции Вазюк не посадили в поезд, идущий из Кирова в Лузу. В ночь на 15-е число в этот же поезд, но двигающийся в обратном направлении, не было посадки ни в Альмеже, ни в Латышском, ни в Вазюке. Люди не смогли уехать в командировку, на свадьбу, в больницу, на учебу. “Под раздачу” попали даже сами железнодорожники – они тоже остались на перронах среди всеобщих возгласов возмущения, слез, брани и сердечных приступов.
Рассказывает жительница Альмежа:
– От Опарино до нашего поселка билет с местом, на которое можно сесть, стоит 186 рублей. В общий вагон без места – 30. В нем люди стоят, потому что набит битком.
– А дорогие билеты кто-то покупает?
– Да у нас на станции их и не продают, потому что компьютера нет.
Но и возможности простоять шесть часов на ногах, чтобы попасть в Киров за свои же деньги, людей лишили.
Одним словом, железная дорога поделила людей на беленьких и черненьких: тех, кто достоин “места под солнцем”, то есть в вагоне, и кто его не заслуживает. К последним почему-то отнесли жителей северо-западных районов области, не имеющих возможности добраться туда, куда им нужно, иным транспортом, кроме железнодорожного.
В ситуации пытался разобраться глава Альмежского сельского поселения В. Ф. Кузнецов, который той ночью тоже не смог уехать в областной центр. В кассе ему объяснили: был звонок из Кирова, из отделения дороги – мол, дешевых билетов не продавать, пассажиры приобретут их в поезде у разъездного кассира. Но проводник сообщил, что никакого кассира нет, его сократили. И захлопнул дверь.
А всего-то и надо – к стоячим вагонам в составе поезда Киров–Луза–Киров добавить еще парочку таких же. И вернуть кассира. Если лучшего мы не заслуживаем.
Люди, загнанные в своего рода резервации, как некогда индейцы в Северной Америке, пишут жалобы и собирают подписи. А ОАО “РЖД” наверняка снова останется к ним слепо и глухо.
И, может быть, скоро на каждой из маленьких станций люди будут садиться на рельсы, загораживая путь составу, как это сделали жители Староверческой той ночью.